Вет клиника » Полезная информация » Чистка зубов у собак

Чистка зубов у собак

Образование налета на зубной эмали у животного – это естественный процесс, который нельзя полностью купировать. Но регулярная чистка зубов у собак поможет существенно замедлить формирование твердых отложений. А значит, сохранить здоровье ротовой полости и всего организма в целом.

Важно понимать, что только на первый взгляд зубной налет выглядит безобидно. Через небольшой промежуток времени он затвердевает, проникает под десну, вызывая болезненные ощущения и дискомфорт.

Собака может полностью отказаться от корма, сбросить вес или подхватить вторичную инфекцию на фоне пониженного иммунитета. Поэтому очень важно следить за состоянием пасти животного и при первых признаках формирования зубного камня обращаться за помощью в ветеринарную клинику для механической или ультразвуковой обработки ротовой полости.

Что такое зубной камень и как он образуется у собак?

По статистике зубной камень у собак начинает образовываться с 4–5 лет. А у животных с выраженной предрасположенностью отложения могут появиться уже с двухлетнего возраста. Обычно процесс начинает развиваться в труднодоступных местах на зубах, которые не затрагивает механизм самоочищения. На дальних коренных, на клыках, в промежутках между зубами, над и под деснами. Сначала налет может локализоваться на одном зубе, а в дальнейшем захватывать всю поверхность эмали и распространяться по всей ротовой полости питомца.

Камни у собак на зубах образуются из остатков еды, слюны, слизи и прочих продуктов распада. Под воздействием естественной микрофлоры и бактерий частицы растворяются и образуют тонкую, прозрачную пленочку на эмали. Сначала она мягкая, но со временем уплотняется, становится пористой и желтоватой. Это естественный процесс, который протекает ежедневно. Избавиться от пленки и тонкого налета можно без стоматологических ветеринарных средств и инструментов. Достаточно проводить еженедельную чистку зубов и выдавать собаке специальные лакомства.

Но чем дольше идет процесс, тем сложнее бороться с отложениями. Без соответствующего лечения и чистки зуба начинается минерализация налета. Первый этап «застывания» происходит уже через 4–8 часов после еды. Полное затвердевание одного слоя длится от 3 до 6 месяцев. Налет застывает слой за слоем, затем образуются твердые каменистые отложения, которые невозможно счистить ногтем или щеткой.

Камни и налет имеют пористую структуру, поэтому быстро впитывают все красящие пигменты, из-за чего зуб приобретает желтоватый, зеленоватый или коричневый цвет.

Кстати, благодаря этому можно обнаружить налет в ротовой полости на ранней стадии развития. Достаточно окрасить зуб ватной палочкой, пропитанной йодом. Участки с отложениями приобретут стойкий оранжево-коричневый цвет.

Виды образования

Различают два вида патологического процесса по месту локализации – над десной и под десной. Существует еще третья форма, когда зубной камень располагается над десной и частично заходит под мягкие ткани. В первом случае отложения видны невооруженным глазом, их достаточно легко удалить в ветклинике или в домашних условиях.

Если у собаки зубной камень полностью или частично расположен под десной (в десневом кармане), но его практически не видно, так как он скрыт под мягкими тканями, то такой вид патологии невозможно диагностировать, а тем более устранить в домашних условиях.

Помните, что любые манипуляции под десной могут повредить слизистую ткань ротовой полости, эмаль, зуб или язык животного. Лучше доверить диагностику, чистку и устранение проблемы ветеринару и записать питомца на прием к ветеринару для собак.

Причины образования зубного камня у собак

Существует множество причин, которые влияют на образование налета и зубного камня. Но в каждом случае процесс протекает индивидуально, в зависимости от особенностей организма домашнего питомца.

Некоторые животные никогда не столкнутся с такой проблемой, даже при явных нарушениях в рационе, гигиене и условиях содержания. Другие будут страдать от патологии всю жизнь, невзирая на старания владельца.

Распространенные причины образования зубного камня:

• генетическая предрасположенность;
  • неподходящие условия содержания;
  • врожденные или приобретенные патологии строения зубочелюстного аппарата (неправильный прикус, неполный зубной ряд, переломы, травмы);
  • несбалансированный рацион по БЖУ, витаминам и минералам;
  • возрастные изменения в организме собаки;
  • хронические заболевания, влияющие на обмен веществ, а также понижающие иммунитет и общую сопротивляемость организма;
  • бактерии, инфекции;
  • повышенное слюноотделение;
  • укороченное строение морды (пасти);
  • недостаточная или неполная гигиена ротовой полости;
  • нарушение естественного самоочищения зубов;
  • отсутствие игрушек, твердых кормов, специальных лакомств;
  • кормление питомца мягкими кормами;
  • еда со стола владельца – жирное, сладкое, копченое, соленое;
  • нарушение водно-солевого обмена.

Это далеко не все известные причины образования зубного налета и камня. На самом деле их намного больше, они могут оказывать влияние по отдельности или в совокупности. Помните, что иногда достаточно просто почистить собаке зубы, чтобы предотвратить образование твердого налета. Но иногда, чтобы решить проблему, придется регулярно посещать ветеринарного стоматолога, чтобы устранить или купировать причину развития патологии.

Профессиональные способы удаления зубного камня

Почистить собаке зубы от камней в ветклинике можно тремя проверенными способами.

1. Химическая чистка зубного камня и налета. Процедура заключается в обработке пасти животного специальными гелями, спреями или мазями. Врач нанесет препарат на поверхность эмали и через 10–15 удалит образования механическим способом. Метод рекомендован для пациентов с медицинскими противопоказаниями к наркозу, например беременных, пожилых или ослабленных питомцев.
  2. Ультразвуковая чистка. Самый эффективный способ полной чистки ротовой полости. Собаку погружают в сон и удаляют все отложения над и под десной. В процессе очистки под отложениями часто обнаруживаются сопутствующие проблемы, например кариес, разрушение корней зуба или абсцесс. По согласованию с владельцем стоматолог устранит все патологические процессы за одну процедуру – проведет удаление зуба, вскроет гнойник, обработает пораженные ткани и поставит пломбу. Это помогает избежать повторного использования наркоза и визита к ветеринарному врачу.

1. Механическая чистка. Простой, но недостаточно эффективный способ очистки. Применяется для удаления локализованных камней и налета, а также при явных противопоказаниях к наркозу. Механическая чистка чаще используется в комплексе с ультразвуковой и химической. Важно понимать, что после механического удаления зубного камня на поверхности зуба остаются шероховатости, которые способствуют быстрому отложению налета.

Наши специалисты советуют проводить ультразвуковую очистку, так как она считается наиболее эффективной и не наносит вреда здоровью животного.

Единственное противопоказание к процедуре – это непереносимость наркоза. Без полной анестезии провести качественную чистку практически невозможно, так как животное не сможет сохранять неподвижность во время манипуляций. К слову, удаление камня из-под десны – это довольно болезненный процесс, а под действием наркоза собака не будет чувствовать боли и дискомфорта.

Узнать цену на снятие зубного камня у собак в клинике вы можете на нашем сайте или по номеру телефона у дежурного администратора.

Можно ли избавить собаку от зубного камня в домашних условиях?

Да, можно, но только от мягкого налета или локализованного камня, расположенного над десной. Бороться с твердыми отложениями под десной должен врач-стоматолог. Вы должны понимать, что налет – это следствие и в первую очередь нужно выявить причину его появления. Иначе все усилия будут напрасными.

Если зубной камень небольшого размера и расположен над десной, его можно удалить с помощью специальных стоматологических средств и скребков. Сейчас в ветеринарных аптеках продается множество гелей, эмульсий, мазей и спреев для размягчения налета. Нужно нанести препарат на отложения, выждать 10–15 минут (по инструкции) и аккуратно счистить камень скребком. После процедуры почистить зубы собаке зубной щеткой.

Как почистить собаке зубы

Приучать питомца к процедуре нужно с раннего детства. В противном случае собака просто не будет сидеть смирно, и чистка станет мучением для владельца и животного. Всегда нужно хвалить четвероногого любимца за смирное поведение во время процедуры. Так вы выработаете у нее условный положительный рефлекс, и она будет послушной во время обработки ротовой полости.

Разберем поэтапно, как чистить зубы собаке в домашних условиях:

1. Посадите собаку перед собой.
  2. Нанесите немного ветеринарной пасты или геля на щетку.
  3. Плавными, аккуратными движениями почистите зубы.
  4. Сначала вверх и вниз частыми движениями, чтобы очистить промежутки между зубами.
  5. Затем вперед-назад, не забывая про участки, расположенные близко к деснам.

Современные стоматологические ветеринарные пасты и гели полностью безопасные и съедобные. После обработки не нужно споласкивать пасть животного водой. Процедура механической чистки не только избавит собаку от налета, но и устранит неприятный запах из пасти.

Если вы не уверены в своих действиях, не можете справиться с собакой самостоятельно или не знаете, как удалить зубной камень у собаки, запишите питомца на прием к ветеринару. Врач проведет диагностику, подберет лечение и научит вас правильно чистить зубы питомцу.

Профилактика образования зубного камня

На первый взгляд, налет и минерализованные образования не кажутся опасными. Обычно владельцы замечают их после появления стойкого, неприятного запаха. Но вы должны понимать, что любое нарушение целостности – это ворота для бактерий и инфекции.

Проблемы с зубами могут стать причиной серьезных осложнений и развития вторичных заболеваний. Игнорирование и отсутствие лечения могут привести к гибели собаки. Чтобы предотвратить развитие осложнений, наши специалисты рекомендуют проводить профилактику:

• соблюдать принципы сбалансированного питания;
  • следить за наличием твердого корма в рационе;
  • давать собаке игрушки и лакомства, способствующие естественному очищению зубов;
  • проводить регулярную гигиену полости рта;
  • обрабатывать пасть специальными средствами по уходу за ротовой полостью;
  • исключить кормление со стола и запрещенную еду.

Посещать ветеринарного стоматолога нужно регулярно, не менее раза в год. Питомцам с выраженной предрасположенностью к образованию камней чаще – не менее раза в 6 месяцев. Помните, что здоровье собаки в ваших руках. Следите за его состоянием и вовремя реагируйте на любые подозрительные симптомы, в том числе и на неприятный запах из ротовой полости.